МБДОУ № 5 "Аленький цветочек" г. Тихорецка, МО Тихорецкий район, воспитатель Посохова Саида Балоглан кызы

Советы инструктора по ФК "Игры, которые лечат"

                                                    Игры, которые лечат

Современные требования к организации образовательного процесса предполагают систематический мониторинг здоровья всех воспитанников. Результаты мониторинга позволяют выявить группу часто болеющих детей. Для таких детей целесообразно организовать смпециальные занятия, направленные  на повышение сопротивляемости организма заболеваниям. При проведении подобных занятий рекомендуется следующий комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

При выполнении упражнений дыхание осуществляется через рот. В паузах между упражнениями нужно дышать носом.

Упражнение 1. И.п. – стоя; ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы разведены. Руки скрестить перед грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно(до боли) хлестнули по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться  в и.п. (естественный вдох).

Упражнение 2. И.п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч; руки вверх  - в стороны. Опускаясь на стопы, наклон вперед, руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам с одновременным акцентированным мощным выдохом. Руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам. Повторить 2 -3 раза, завершая движение акцентированным мощным выдохом, вернуться  в и.п. (естественный вдох).

Упражнение 3. И.п. – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч; руки вверх  -  назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлестнуть руками вперед, вниз, назад, как рубка с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться  в и.п. (естественный вдох).

Положительный эффект для профилактики простудных заболеваний при работе с часто болеющими детьми позволяют получить приемы, направленные на «дренаж» бронхов.

Суть этих упражнений заключается в том, что производится сжатие с большой силой грудной клетки в области нижних ребер и диафрагмы. Эти приемы называются выжиманиями. Часто для выполнения выжиманий необходима посторонняя помощь. Действие нужно начинать во время паузы между вдохм и выдохом.

Упражнение 4. (выжимание лежа, самостоятельно). И.п. – лежа на спине. На счет 1 поднять бедра к груди, руками обхватить голени(мощный выдох). На счет 2-7, с силой, прижимая руками голени, продолжать и завершить выдох. На счет 8 вернуться в и.п. (вдох, мксимално выпячивать живот). Затем хорошо откашляться.

Упражнение 5. (выжимание лежа с посторонней помощью). То же, что и в упр. 4, но партнер с силой давит на голени, соразмеряя усилия.

Упражнение 6. (выжимание стоя, самостоятельно). И.п. – выпад правой ногой, левая назад, правая рука, согнутая в локте под прямым углом, на уровне подреберья, плотно прижатая к телу, левая рука прижата к телу и кистью держит локоть правой руки. Резкий наклон вперед с мощным выдохом через рот.

Болезни носа и горла

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры.ю улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицировании слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.

При ритмичном, с полным выдохом, носовом дыхании, лучше расслабляются дыхателные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.

Припроведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.

Болезни носа и горла 5-7 лет

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

 

МЫШКА И МИШКА.

Цель игры: формированиеглубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры. Ведущий показывает движения  и произносит слова:


У Мишки дом огромный,

(выпрямиться, встать на носки,


 Поднять руки вверх,потянуться,

Посмотреть на руки – вдох.)

У Мышки – очень маленький. (присесть,обхватив руками колени

Опустить голову – выдох с

 Произнесение звука «шшш»

Мышка ходит в гости к Мишке (надо ходить по залу)

Он же к ней не попадет.

Стишок с движениями повторяется 4-6 раз. Ведущему следует внимательно следить за четкостью и координацией движений.

 

 

 

 

 

ВЕТЕР.

Цель игры: координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.

Ход игры: ведущий предлагает поиграть в «ветер». Читает стихи  и делает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу (руки опущены, ноги слегка

Лечу, лечу, куда хочу: расставлены, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу, (повернуть голову налево,

 сделать губы трубочкойвыдохнуть)

могу подуть направо, (голова прямо – вдох через нос,голова

направо – выдох, губы трубочкой)

могу подуть вверх – в облака (голова прямо – вдох через нос,

поднять голову, выдох, губытрубочкой)

Могу и тучи разогнать (голова прямо – вдох через нос,

 опустить голову, подбородком

 касаясь груди, - спокойный  глубокий

выдох через рот)

А пока – я тучи разгоняю.  (круговые движения руками, вперед,

 назад спокойный вдох через нос и

 выдох через рот).

 

 

Болезни носа и горла 5 – 7 лет

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

 

ШАРИК ЛОПНУЛ.

Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.

Необходимые материалы: фанты из бумаги.

Ход игры: дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар:  руки с воображаемым шариком поднести ко рту. Вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф», медленно  раскрывая ладони, ещё раз вдохнуть через нос и выдуть в шарик через рот «ффф». Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Вдох через нос. Из шарика выходит воздух: дети выдыхая через рот произносят звук «шшш», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувать 2 – 5 раз. Тот кто сделает лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а вовремя игры не возникало эмоционального чрезмерного возбуждения у ребенка.

СОВУШКА – СОВА.

Цель игры: развитие коррекции движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

Ход игры: дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети – «совы» медленно поварачивают головы влево и вправо. Прямо вдох через нос, влево, вправо выдох через рот трубочкой.

По сигналу «ночь» дети смотрят вперед, вдох через нос взмахивают руками – «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «ууффф». Повторить 2-4 раза.

Болезни носа и горла 5 – 7 лет

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

 

ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ.

Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкание губ, координация движений.

Необходимые материалы: 2 стула, листы бумаги, 4-5 фантов.

Ход игры: ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото») шагая по листам бумаги, преодолеть «болото»  и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам». На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех, правильнее всех и не оступился с «кочек».

 

 

 

ПИНГ – ПОНГОВОЕ РАЛЛИ.

Цель игры:укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Необходимый материал: стол, два пинг – понговых шарика (разного цвета), 2 кубика или пуговицы, таких же цветов, как и шарики, ленточки.

Ход игры: дети разбиваются на пары. Каждому вручается шарик. На столе раскладывают ленты, на них ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив, ставится кубик или пуговица соответствующео цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.

 

 

Болезни носа и горла 5 – 7 лет

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

КТО САМЫЙ ГРОМКИЙ?

Цель игры: тренировка носового дыхания,смыкание губ.

Необходимые материалы: фанты – жетоны.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выходе с произнесением «ммм»  надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук «ммм» правильно и громче всех, вручается фант. После окончания иры подсчитываются фанты и объявляется победитель.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР.

Цель игры: развитие координации движений, равновесия, улучшение функции дыхания.

Необходимые материалы: воздушные шарики, веревка.

Ход игры. Дети сидят или стоят, самостоятельно надувая шары. Ведущий помогает завязывать отверстие. Дети подбрасывают шары вверх  и ловят их, бросая друг другу. Ведущий предупреждает, что шар надо ловить осторожно, чтобы он не лопнул. Перебрасывать шар можно и через веревочку.

Болезни носа и горла 5 – 7 лет

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

ПОЙМАЙ СВОЙ ХВОСТ.

Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия, умение ориентироваться в пространстве, изменять направление движений, общее воздействие на организм ребенка; усиление обмена веществ; стимуляция функции дыхания.

Ход игры. Играющие выстраиваются в затылок друг к другу и берутся руками за пояс впереди стоящего. Вся колонна – «змея», первый в колонне  - «голова», а последний – «хвост». По сигналу ведущего «голова» должна поймать «хвост», который от неё ускользает. «Голова»  (ребенок, стящий первым), поймавшая «хвост», переходит в конец колонны, и игра повторяется. Пригравшими считаются дети, которые «расцепили» цепь; они выходят из игры. Остальные дети становятся в исходное положение и продолжают игру.

 

 

 

ПЕРЫШКИ.

Цель игры: тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Необходимый материал: 4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3 – 4 шт.

Ход игры. Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см. друг от друга. Участники делятся на две команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. по сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее.

Болезни носа и горла 5 -7 лет

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.

Цель игры: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, чувства ратма, умение согласовывать свои действия с действием играющих; формирование правильной осанки; улучшение функции дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы; тонизирующее и успокаивающее воздействие на весь организм ребенка.

Ход игры. Дети стоят широким кругом. Ведущий четко показывает движения, дети их повторяют. Ведущий говорит:

«Осенью клубятся большие тучи» (кругообразные движения руками перед телом), «моросит дождик – кап – кап» (потряхивание кистями рук).

«Все реже показывается солнышко» (поднимание полусогнутых рук вверх), улыбка (изображение солнышка), сжимание и разведение пальцев рук (солнечные лучики).

«Опадают листья с деревьев»: поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями. Показывать, как, кружась, падают на землю листья.

«Шумит ветер в лесу: глубокий вдох через нос; выдох – будто слышится шум ветра – «шшш…»

«На поля ложатся туманы»: поднимание рук плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и все более низким наклоном – изобразить, как стелятся туманы.

«Птицы собираются в стаи»: построение небольшими группами в колонны по одному (изображая караваны гусей), клиньями (как летят журавлинные стаи), врассыпную (будто стайки чижей).

«Слышатся прощальные крики гусей, журавлей, голоса чижей». Подражание этим звукам.

«Улетают птицы в теплые края». Медленный бег по площадке, затем по знаку инструктора остановка.

«А в школе осенью уже занимаются первоклассники. Покажем, как они стройно, прямо ходят».  Дети строятся в колонну по одному, ходят под счет руководителя, под музыкальное сопровождение. При выполнении проверяется носовое дыхание, смыкание губ.

Невнимательные дети «платят штраф» - после игры выполняют разные задания руководителя.

Вариант игры: на сигнал «Птицы собираются в стаи» выдвинуть нижнюю челюсть (клюв») вперед.

Болезни носа и горладля детей 5 – 7 лет

(ринит, Рино фарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

 

ПЕТУШОК.

Цель игры: улучшение функции дыхания, тренировка носового дыхания, смыкание губ.

Необходимые материалы: игрушки или кубики высотой не более 10 – 12 см.

Ход игры. Дети стоят в шеренге. По площадке перед детьми  на расстоянии шага расставлены предметы. Руки – «крылья» опущены, вытянуты, несколько отведены ладонями вперед, лопатки  сдвинуты. Высоко поднимая колени, оттягивая носок, дети движутся вперед, перешагивая через предметы, произнося: «Пе – ту – шок». На слоге «шок» дети опускают ногу за предмет. Игра повторяется несколько раз. Ведущий контролирует осанку. В эту игру может играть и один ребенок со взрослым.

ШАРИК.

Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.

Необходимые материалы: фанты из бумаги.

Ход игры. Дети садятся полуругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и широко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот – «ффф», - медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2 – 5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало эмоционального чрезмерного возбуждения у ребенка.

 

11 апреля 2020 в 14:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.